Храм Покрова Пресвятой Богородицы
Проезд: Двигаться от автостанции \ ж-д. вокзала по мосту через Тезу по направлению к центру города, ориентируясь на колокольню Воскресенского собора. Покровский храм по дороге.
Фотографии: Андрей Вершинин (13.07.2007).
Подворье Свято-Николо-Шартомского монастыря
**********************************************
До начала 19 века рядом с Покровской летней церковью (1754 г.) в 50-70 м к западу (в районе ресторана "Шуя") находилась каменная церковь Иоанна Предтечи (1773), разобранная в 1814 г. На месте разобранной Предтеченской церкви была часовня, уничтоженная в годы революции. После перестройки 1814-1816 гг. в храме было три престола. Главный – Покровский (старая часть храма – четверик, построенный в 1754 г), придельные – Иоанна Предтечи и Крестителя Господня и Великомученика Фёдора Стратилата (один престол – в честь строителя – Фёдора Корнилова) в широкой трапезной, возведённой в 1814-1816 гг. До начала 90-х гг. в нишах по сторонам от главного входа оставались следы фресок – изображений Иоанна Предтечи и Фёдора Стратилата. Колокольня возведена в 1814-1816 гг. (некоторые исследователи связывают авторство колокольни Покровской церкви с итальянцем Я. Маричелли, строившим колокольню Воскресенского собора в Шуе, колокольню в Лежнево). Шпиль колокольни был обшит английской жестью (1852 г.) и вызолочен (около 1910 г.).
Колокольня и главы Покровской церкви вместе с колокольней и главами соседних бесприходных церквей (Никольской при городской тюрьме и Васильевской при Киселёвской больнице), отстоящих на расстоянии 30-50 м. составляли единый архитектурный ансамбль.
“Кирпичный храм возведён в 1754 г. вместо древнейшей в городе деревянной церкви, бывшей до 1667 г. соборной. В 1814-1816 гг. изменён фасадный декор храма и на средства Ф.И. и А.И. Корниловых пристроена новая трапезная с колокольней. В 1848 г. усердием И.Н. Корнилова сооружена ограда с церковной лавкой в юго-западном углу (ограда окончательно утрачена в 90-е гг., помещение церковной лавки сохранилось). Своеобразный храм в облике которого региональные традиции, свойственные памятникам суздальской школы, сочетаются с формами классицизма.
К высокому двусветному четверику с тремя сильно выдвинутыми, вдвое более низкими апсидами последовательно примыкают равновысокие апсидам небольшая первоначальная трапезная и обширная новая – квадратная, со скруглёнными углами. Над западной частью последней возвышаются три яруса колокольни (нижний – четырёхгранный с полуярусом, два верхних – восьмерики с узкими диагональными гранями), перед которой с запада устроен притвор.
Существующее ныне убранство фасадов четверика – результат двух этапов строительства. Углы здесь фиксированы широкими пилястрами в первом ярусе и сдвоенными полуколонками – во втором. Два окна второго света, первоначально имевшие лучковые перемычки (сохр. на южном фасаде), украшены треугольными сандриками. Под обвалившейся местами штукатуркой видны следы первоначальных наличников в духе нарышкинского барокко с фигурными фронтонами…
Очень высокое пространство основного четверика, перекрытого сомкнутым сводом, контрастирует с низкими апсидами, имеющими цилиндрические своды, переходящие в конхи, и первоначальной трапезной с полулотковым сводом. Новая трапезная с четырьмя крещатыми столбами перекрыта системой вспарушенных сводов на подпружных арках, с лотками на скруглённых углах. В четверике и старой трапезной сохранились франменты клеевой росписи 1812 г., выполненной в традициях 2-й пол. 18 в...”.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. – М.: Наука, 2000. – 813 с.
**********************************************
До закрытия в 30-х годах в ризнице и библиотеке церкви хранился значительный набор церковно-археологических реликвий.
В Покровской церкви находилась лучшая в Шуе подборка икон 16-18 вв. (по свидетельству краеведов конца 19 в.). Пять из них находились на особом учёте во Владимирской епархии. Это работы Шуйских иконописцев – “Покров Пресвятой Богородицы” (1652) Григория Утешова, иконы “Всех Скорбящих Радость” (1747), “Св. Иоанн Воин с житием” (1747), список с иконы Шуйско-Смоленской Божьей Матери (1745) Ивана Болотова. Второй, по чтимости, в Шуе и округе (после чудотворной иконы Шуйско-Смоленской Божьей Матери, находящейся в Воскресенском соборе) была икона Святого Иоанна Предтечи (по преданию, дар Ивана Грозного), хранившаяся в Покровской церкви. Церковная библиотека насчитывала около 200 томов (в 1884 г.), среди которых Евангелие конца 16 в (не позднее 1601 г.), а также коллекция царских указов и манифестов 18 в. (35 документов).
Иванов Ю.А. Провинциальная культура и церковь./Из истории города Шуи в 19-начале 20 вв./ Исторические очерки. Шуя. ШГПИ-РИО, 1994. 58с.
(Ивановская область, город Шуя, площадь Союзная)
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
Покровская церковь - взгляд в прошлое
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
Город Шуя
Шуя - районный центр в Ивановской области. Расположен в 32 км к юго-востоку от Иванова в междуречье Волги и Клязьмы, на реке Тезе.
Давным-давно проживали здесь древние племена чудь и меря - ветвь финно-угорской группы. Древнерусский историк и публицист, монах Киево-Печёрского монастыря Нестор в начале XII века подтверждает это записью в "Повести временных лет": "Чудь сотвори Бог в Суздальской земле".
Историки предполагают, что название "Шуя" произошло от финского "суо", что означает - озеро, болото, заводнённая местность. Как известно, именно такие места для поселений избирали наши далёкие предки. А ещё любопытны предания об этом городе, "что он есть один из самых древних городов и был некогда Столицею Белой России, и что само слово Шуя на сарматском языке значит Столица". А согласно ещё одной версии, наименование восходит к древнеславянскому ошую, то есть - слева, по левую руку (в данном случае - на левом берегу).
Сложна и многотрудна была историческая судьба города на Тезе. Шуя многократно горела, терпела междуусобные распри и иноземные набеги, разрушалась врагами и снова поднималась. Разоривший её в 1539 году отряд казанского царя Сафы-Гирея лишил шуян всех документов, проливающих свет на прошлое их города. Однако скрупулёзные исследования местных краеведов, почерпнувших немало сведений из истории других городов, дают основания полагать, что Шуя значительно древнее 1350 года - ныне принятой официальной даты основания (город существовал уже в середине XIV века в составе Суздальско-Нижегородского княжества).
Во времена опричнины русский царь Иван IV сделал Шую и всю округу своей безраздельной собственностью, а уже уходя от дел, Грозный записал в своей духовной грамоте: "...благословляю и даю сыну моему Фёдору золотой крест, город Шую и прочие города".
Один за другим сменялись российские самодержцы, и Шуя переходила из рук в руки. Уже с первых дошедших до нас упоминаний она постоянно значится сначала княжеской, а затем и царской вотчиной. Пять поколений князей из рода Суздальского князя Василия Кирдяпы владели Шуей, от названия которой и пошла их новая фамилия. Потом были цари, а в их числе и Василий Иванович Шуйский - последний царь из рода Рюриковичей. Уже будучи самодержцем российским, он наведывался в свою вотчину, чтоб поразвлечься соколиной охотой. Близ Шуи, в царском селе Васильевском, для него содержался специальный двор. А в селе Мельничном (ныне - окрестность Шуи), по преданию, похоронена дочь царя княжна Анна. В Шуйском кремле (ныне - территория Союзной площади) были осадные дворы, принадлежавшие князю Димитрию Михайловичу Пожарскому.
В Шуе жила дочь Петра I царевна Елизавета, наведывался будущий император Александр II. Бывали в городе и великие русские поэты Василий Жуковский и Николай Некрасов. Свои последние дни провёл здесь декабрист Д. А. Щепин-Ростовский. Шуйское духовное училище, одно из старейших в России, закончил Иван Владимирович Цветаев, создатель московского Музея изящных искусств, отец поэтессы Марины Цветаевой. Шуя - родина Константина Дмитриевича Бальмонта, замечательного лирика, "стихийного гения" русской поэзии, который по праву считается зачинателем русского символизма.
С XVII века в Шуйском крае начинает развиваться промышленность, чему способствовало удобное положение города на судоходной реке Тезе. Самая древняя промышленность Шуи - мыловарение, первое упоминание о ней можно найти в писцовой книге Афанасия Векова 1629 года. Слобода славилась выделкой холста, сукна, овчины, кожи, изготовлением саней и телег, вела оживлённую торговлю. Главными предметами торговли были зерно, пряжа, лес, дрова, меха, кожа, овчина. В XVIII в. появились первые льняные мануфактуры. В 1755 г. купец Яков Игумнов основал первую полотняную фабрику, а в 1847 г. возникла первая механическая ткацкая и бумагопрядильная фабрика Ф. Попова. В конце XIX в. в городе действовали уже 37 фабрик и заводов, в том числе 6 кожевенных, 9 овчинных, 3 скорняжных, 8 ситцевых.
По мнению уездных властей промышленность не должна была портить этот представительный город. Поэтому фабрики строились в отдалении от центра, образовав типичный для конца XIX в. промышленно-жилой район. По сути, это - самостоятельное градостроительное образование, которое оттеняет провинциальность и тишину центральной части города, которую сформировал Воскресенский собор (1792 - 1799 г.) и четырёхъярусная колокольня, пристроенная в 1810 - 1832 гг. При этом центральная улица города ориентирована на архитектурный комплекс. Рядом расположились жилые каменные дома XVIII - XIX вв. богатого купечества и обширная торговая площадь, по которой в недалёком прошлом расхаживали гуси.
Современный город - значительный центр текстильной промышленности и текстильного машиностроения. В основе застройки сохраняется планировка 1792 г. В городе есть краеведческий музей, под который выделили одно из интересных двухэтажных зданий XVIII в. Оно уютно расположилось на берегу речки, отражаясь в воде наличниками окон и высокой кровлей...
Шуя - фотогалерея №1 (№2 - ЗДЕСЬ)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
|